ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Санкт-Петербург, пожалуй, более других мест России с момента своего основания самым тесным образом связан с Украиной. Что называется, с первого колышка украинское казачество активно использовалось на строительстве Петербурга и Ладожского канала. Первыми, кто из украинцев был здесь задействован, это казаки запорожского полковника Матвея Темника, участвовавшие в боевых действиях против шведов. Через Петербург пролегли жизненные дороги борцов за независимость Украины гетманов Ивана Мазепы и Павла Полуботка, их сподвижников и соратников. Здесь перед императрицей Екатериной II отстаивал вольности запорожских казаков кошевой атаман Петр Калнышевский.
Здесь пел в придворном хоре наш гениальный философ Григорий Сковорода. Создавали свои произведения композиторы А.Ведель, М.Березовский, Д.Бортнянский.
Государственную элиту Российской империи в северной столице в разное время представляли украинцы Феофан Прокопович, канцлер Александр Безбородко, влиятельные вельможи братья Алексй и Кирилл Разумовские, генерал Александр Засядько, культурную – Евгений Гребинка, Николай Гоголь, Николай Гнедич, Тарас Шевченко и многие другие.
Однако взаимоотношения имперской столицы с казацкой Украиной не всегда были ровными, последовательными и доброжелательными. Украинские историки и авторы публикаций последних лет подчеркивают, что город Петра построен на казацких костях, что отсюда исходили неоднократные указы о запрещении украинского языка, казацких вольностей и многие негативные явления послереволюционного периода. С этими фактами истории трудно спорить, но с высоты времени и объективных реальностей можно отметить и другое.
В ответ на неоднократное запрещение самодержавием украинского языка передовая интеллигенция Петербурга оказывала большую моральную и духовную поддержку украинской культуре. В 1798 году в столичном городе издается на украинском языке «Энеида» Ивана Котляревского, а спустя полвека – первый «Кобзарь» Тараса Шевченко. Композитор Н.Римский-Корсаков сочиняет на украинскую тему оперы «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» по произведениям Н.Гоголя; С.Гулак-Артемовский создает оперу «Запорожец за Дунаем». Художник Архип Куинджи пишет цикл прекрасных украинских пейзажей, Илья Репин иллюстрирует «Историю запорожских ка-заков» Дмитрия Яворницкого.
Многие выдающиеся архитекторы и скульпторы Петербурга считали за честь проектировать и создавать свои произведения для Украины, о чём свидетельствуют Андреевская церковь В.Растрелли в Киеве, Владимирский собор и ещё многие памятники зодчества Полтавы, Харькова, Одессы и других городов.
Многочисленные архивы, музеи и библиотеки Петербурга до сих пор хранят бесценные материалы украинской истории и культуры. В Императорской Академии художеств обучались многие выходцы из Украины, ставшие затем выдающимися художниками. Вспомним живописцев А.Лосенко, Д.Левицкого, И.Репина, скульпторов М.Микешина, И.Мартоса и многих других. Ряд выпускников Академии, возвратившись в Украину, продолжали плодотворно работать на ее культуру – С.Васильковский, М.Сажин, А.Самокиш, И.Сошенко.
Начиная с «Энеиды» Котляревского в Петербурге печатаются многие произведения украинской литературы: «Малороссийские повести» и «Тарас Бульба» Н.Гоголя, полные собрания сочинений Т.Шевченко, «История Украины-Руси» академика М.Грушевского, первого президента Украинской Народной Республики, в 1862 г. издается журнал «Основа». В Петербурге создавались и отливались на заводе «Монументскульптура» памятники Тарасу Шевченко для Харькова, Киева и Канева (скульптор М.Манизер, архитекторы И.Лангбард и Е.Левинсон).
Значим вклад Петербурга и в музыкальную и песенную культуру Украины. Кроме опер Н.Римского-Корсакова и С.Гулака-Артемовского, М.Глинка создает здесь на слова украинского поэта Н.Забилы свои песенные шедевры: «Гуде вітер вельми в полі», «Не щебечи, соловейку». На тексты, написанные в городе на Неве, родились многие ставшие гордостью Украины песни, и среди них – «Реве та стогне Дніпр широкий», «Повій, вітре, на Вкраїну” и др.
В послереволюционные годы в Петрограде-Ленинграде действовали украинские театры, капелла бандуристов, хоровые коллективы. На протяжении ХІХ-ХХ столетий в Петербурге существовали также общественные украинские организации. Особого внимания среди них заслуживает дореволюционное Общество имени Тараса Шевченко.
Инициатива создания Общества принадлежит Михаилу Микешину, Даниилу Мордовцеву и Андрею Маркевичу. Эти известные деятели культуры искренне почитали художественный и литературный талант великого Кобзаря. Все трое знали Шевченко лично. Академик живописи Михаил Микешин еще в первоначальном проекте памятника «Тысячелетие России» пытался увековечить образ поэта-бунтаря, а позже плодотворно работал над иллюстрациями к его произведениям и оставил о нём воспоминания.
Даниил Мордовцев (Мордовець) происходил из старинного казацкого рода и был в своё время известным петербургским литератором. Из его большого наследия особого внимания заслуживают произведения, посвящённые казацкой теме: «Гайдамаччина», «Сагайдачный», «Казаки в море», которые, несомненно, написаны под влиянием поэзии Тараса Шевченко. Ещё при жизни поэта Даниил Мордовцев откликнулся в петербургской прессе на «Кобзарь» 1860 года, а позже опубликовал свои воспоминания о встречах с поэтом.
Наконец, третий – Андрей Маркевич, сын известного историка Николая Маркевича, был не только музыкально одарённой личностью, одним из основателей Петербургской консерватории, но и достаточно влиятельным человеком в городе. Он особенно много сделал для извлечения из архивов Третьего отделения рукописей Тараса Шевченко, их публикации и возвращения в Украину.
«Общество имени Т.Г.Шевченко для помощи нуждающимся выходцам из южной России, которые обучаются в высших учебных заведениях С.-Петербурга» открылось 29 ноября (по старому стилю) 1898 г. на ул. Гороховой, 18. Общество просуществовало фактически до 1917 года и удивительно много сделало для сохранения наследия Т.Шевченко. Оно способствовало изданию «Кобзаря» в 1907 и 1908 гг. под редакцией Доманицкого, а в 1911 и 1914 гг. выпустило альбомы рисунков поэта. Общество принимало активное участие в мероприятиях, посвящённых столетию со дня рождения Т.Шевченко (1914 г.), в частности, в сборе средств и в проведении конкурса на памятник Кобзарю.
О том, что петербургское Общество имени Тараса Шевченко было влиятельным объединением демократических сил, красноречиво говорит то обстоятельство, что его членами в разное время были Д.Менделеев, В.Короленко, И.Репин, К.Рерих, М.Заньковецкая,
М.Кропивницкий, Н.Лысенко, М.Вовчок и др.
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В печально известные 1937–1938 годы через наш город прошли по этапу на Соловки и Воркуту тысячи жертв массовых репрессий, в том числе тысячи украинцев. В послевоенные годы связи с Украиной оживляются, на восстановлении города работает много украинцев, заброшенных сюда голодом 1947 года и последующими оргнаборами рабочей силы.
Такие даты, как 100-летие со дня смерти (19б1 г.) и 150-летие со дня рождения (19б4 г.) Тараса Шевченко, способствовали объединению украинской общины города. С тех пор, как в 1964 г. в Академии художеств открылась мемориальная мастерская Т.Шевченко, здесь регулярно проводились Шевченковские вечера, Дни украинской культуры. В них активное участие принимали известные литераторы, музыканты, художники, ведущие артисты театров Петербурга и Украины.
Накануне 175-летия со дня рождения Тараса Шевченко представители интеллигенции через прессу обратились к общественности Украины и Санкт-Петербурга с предложением о достойном увековечивании памяти поэта – сооружении памятника Кобзарю и создании Украинского культурного центра его имени. Это обращение имело широкий резонанс. В 1989 году был торжественно заложен камень на предполагаемом месте будущего памятника и отмечено знаком первое захоронение поэта на Смоленском кладбище. Инициаторами и активными участниками этих акций были петербуржцы Б.Бойченко, Л.Колибаба, А.Дручило, С.Шурко, А.Школенко, А.Кононенко, П.Жур.
Важной вехой в жизни украинской общины Санкт-Петербурга стало проведение в 1991 г. похода-реквиема «Останнім шляхом Кобзаря». Ему была посвящена песня композитора В.Панченко на слова Н.Жигло. Ф.Гуменюком и Н.Павленко была изготовлена специальная хоругвь, а художником В.Кальненко – посмертная маска Кобзаря. Эти творческие изыскания прошли путь от Петербурга до Канева.
В этом же году случилось еще одно знаменательное в жизни петербургских украинцев событие – здесь было воссоздано Общество имени Т. Г.Шевченко. Его председателями были А.Кононенко, І.Беш. С 1993 года организацию надолго возглавил Н.Жигло.
Общество стало прямым правонаследником дореволюционного Общества имени Кобзаря.
С момента учреждения Общества было сделано немало для объединения украинцев, живущих в нашем городе, популяризации украинской культуры и народных традиций. В Обществе состояли два лауреата Шевченковской премии – писатель Петр Жур и художник Феодосий Гуменюк, в его культурных мероприятиях активное участие принимали многие ведущие артисты города на Неве.
Усилиями членов общества Г.Красилич-Кролевец и В.Блажчук, председателя Фонда украинской культуры, в 1996 году был создан хор украинской песни. Под руководством профессора Н.Романовского хор активно осваивал и классику, и произведения современных авторов.
Петербургские художники, объединившиеся в братство «Кобзарь», провели несколько коллективных и персональных выставок, в том числе выставку «Козак Мамай из Петербурга» в Киеве, имели успех персональные выставки А.Дручило и В.Цапко в Канаде. Поэты А.Дорошенко, Г.Красилич-Кролевец, А.Полишкаров, Б.Бойченко издали несколько коллективных и персональных сборников стихов. Более 100 украинских песен создали в Петербурге на слова Т.Шевченко и современных поэтов композиторы В.Власов, В.Панченко, В.Стратуца.
Кроме традиционных празднований Дня независимости Украины, Дня славянской письменности и культуры, Шевченковских вечеров в Академии художеств проводились тематические концерты, творческие вечера, презентации периодических изданий и книг.
Событием стали книги профессора Л. Лукашевича «Украина: историко-экономическое обозрение» и «Украина: восхождение к независимости». Издана книга П.Жура «Шевченковский некрополь Петербурга», опубликована на украинском языке его капитальная работа «Труды и дни Кобзаря».
Выходили в свет журнал-дайджест «Забута країна» (редактор А.Стащак), газета «Українські новини» (редактор В.Великодный), журналы «Кобзарь» (редактор В.Косенко) и «Нова Основа» (редактор Б.Бойченко), имел место ряд других газетных и журнальных публи-каций о жизни петербургских украинцев. По инициативе Общества им. Т.Шевченко и Фонда Украинской культуры 1 декабря 1997 года состоялась учредительная конференция по созданию городской Украинской национально-культурной автономии (УНКА). Она была официально зарегистрирована 3 марта 1998 года.