Служенье праведному слову

О СЕРГЕЕ НОВОЖИЛОВЕ, НАРОДНОМ АРТИСТЕ РОССИИ 

Новый год для петербуржцев, культурной общественности города начался с приятного январского концерта в любимом многими концертном зале у Финляндского вокзала. Он посвящён юбилею выдающегося мастера слова, народного артиста России Сергея Анатольевича Новожилова. И хотя этот концерт не транслировался, подобно новогоднему «Огоньку» из Останкино по телевидению на всю страну, в известной мере он стал и по-настоящему новогодним празднеством для петербуржцев. И дал, пожалуй, пример более насыщенной, по-настоящему интересной, глубокой концертной программы. Достаточно сказать, что в нём принял участие давно известный и любимый многими поколениями россиян вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары», лауреат международных фестивалей театр «Степ-шоу» Нины Винниченко, народный артист России Сергей Мигицко, заслуженная артистка России Мария Капуро, заслуженный артист России Иван Беседин, лауреат международных конкурсов Галина Жукова, артисты петербургских театров, друзья и коллеги маэстро Сергея Новожилова, голос которого можно без преувеличения назвать голосом всего Петербурга. Юбилейный концерт Сергея Новожилова будет происходить в том самом зале, где он дебютировал более полувека назад с чтением стихов Бориса Корнилова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского в прекрасную пору нашей общей жизни, когда серьёзной, современной поэзией интересовались очень многие, и большие залы собирали на такие концерты интеллигентную публику без особого труда.  С грустью думаешь о нынешнем времени, но радуешься тому, что мастера художественного слова полны творческих сил и сегодня.

Писать о таком выдающемся человеке, нашем замечательном современнике, каким является народный артист России Сергей Анатольевич Новожилов, сложно не только потому, что всю полноту его чувств, его богатой на события жизни просто невозможно вместить в газетном или даже журнальном очерке. Трудно писать о нём, пожалуй, именно потому, что он полифонно, ярко звучит, не переставая, где-то в самых сокровенных глубинах души, живым, взволнованным и всегда очень убедительным голосом. И он находится больше всего именно там, в живом, звучащем слове, а не в печатном его изображении, в неповторимой природной стихии воздуха, ветра, воды, словно он не столько артист, сколько какой-то могучий Дух.

Новожилов неизменно правдив во всех своих интонациях, будь то величественные праздничные торжественные поэтические строки Михаила Дудина или лирические, порою сатирические строфы Кобзаря Украины – Тараса Шевченко. В исполнении, в сопереживании поэтических чувств Сергея Анатольевича Новожилова – та уникальная магия мастерства и таинственного волшебства, которым является искусство артиста речевого жанра. Так скромно, по производственному именуется его неповторимый, поистине огромный труд, которому он посвятил всю свою жизнь и которому, пожалуй, рано подводить итоги даже в солидный восьмидесятилетний юбилей всеми признанного любимого маэстро.

Интересно, что речевой жанр как вполне самостоятельный вид отечественного актёрского искусства своим местом рождения обязан Петербургу. Знатоки истории театра даже называют произведение, которое впервые открыло небывалую доселе мощь устного поэтического слова. А именно «Египетские ночи» Александра Сергеевича Пушкина. Есть это знаковое произведение и в репертуаре сегодняшнего классика-артиста Сергея Анатольевича Новожилова. Отрывок из «Египетских ночей» он блистательно прочёл и сравнительно недавно в передаче международного христианского радио «Мария», где его любят и чтут практически все, искренне радуясь появлению Сергея Анатольевича, потому что буквально в каждом своём выступлении по радио он несёт множеству людей тот свет добра, устремлённости к высокому смыслу бытия, который постиг с детских лет и которому подвижнически служит всю свою жизнь. У него до сих пор лицо порою озаряется какой-то детской, доверчивой улыбкой. Словно и в облике ныне взрослого, многое повидавшего и пережившего человека, сохраняется юная надежда, искренность и подкупающая простота прежнего ребёнка.

Военные испытания, выпавшие на долю нашего народа в годы Великой Отечественной войны, видимо, по сокровенному тайному промыслу Божию привели тогда ещё совсем юного Сергея Новожилова к необходимости освоения профессии артиста. И не где-нибудь, а прямо на фронте. Взял его на фронт отец потому, что хотел видеть своего шестилетнего мальчика здоровым, сильным, а на передовой солдатское питание в то время было лучше, чем в тылу. К тому же отец Сергея Новожилова вполне точно знал, что у его сына есть природные артистические способности, которые могут послужить на пользу фронту. Так и получилось, что известный мастер эстрады и цирка, знаменитый фокусник-иллюзионист, режиссёр Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов стал растить прямо на фронте из мальчика Сергея будущего народного артиста. Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов был инструктором культмассовой работы штаба 51‑й армии. И в свои концерты, которые проходили в госпиталях, иногда на поляне в лесу или на открытой платформе грузовика, стал включать выступления сына. Мальчик трогательно читал патриотические стихи, которые должны были поддержать боевой дух, настроить воинов на победу. Маленькому артисту сшили специальную, по его росту, шинель из серого сукна. Он был официально оформлен как воспитанник 194-го стрелкового полка. Для этого командующий армией Я.Г. Крейзер издал приказ, где было определено и полное довольствие, как у любого бойца. Правда, вместо боевых 100 граммов водки чаще всего юному бойцу выдавали трофейный шоколад, если удавалось его раздобыть. Так, вместе с армией, Сергей Новожилов прошёл Белоруссию, Латвию, Литву. И в конце войны, в марте 1945 года, был направлен в суворовское училище. Но и мама, и бабушка убедили Сергея вернуться домой, в родной Харьков. Там он стал учиться в школе, которую успешно закончил и поступил в машиностроительный техникум. Затем Сергей Новожилов работал на знаменитом заводе имени В.А.Малышева. И, конечно, активно участвовал в художественной самодеятельности, стал лауреатом Всесоюзного конкурса самодеятельности профсоюзов, получил первую премию за исполнение пушкинской «Осени». Тогда же он познакомился и с великим мастером художественного слова, единственным за всю историю этого жанра народным артистом СССР Дмитрием Николаевичем Журавлёвым. Яркое впечатление от концерта выдающегося мастера, по признанию Сергея Анатольевича Новожилова, определило во многом и всю его дальнейшую судьбу.

Случилось это в Харькове, где Д.Н. Журавлёв выступал с пушкинской программой. Сергей Новожилов почувствовал и в себе желание освоить мастерство чтеца, стать похожим на кумира публики. Через год сбылась его мечта лично познакомиться с Дмитрием Николаевичем. И в Москве Сергей Новожилов, узнав, где именно будет выступать Д.Н. Журавлёв, отправился в Измайловский парк. На летней эстраде в парке Дмирий Журавлёв читалстихи Владимира Маяковского. После окончания выступления артиста Сергей осмелился подойти к нему и признаться в том, что тоже хотелбы стать чтецом. Дмитрий Николаевич пригласил его домой, угощал грибным супом и с удовольствием слушал, как Сергей Новожилов читает «Хорошее отношение к лошадям» Владимира Маяковского, пушкинскую «Осень» и другие произведения. А потом сделал вывод: определённо, имеются у Сергея данные для освоения профессии чтеца, но специально ей нигде не учат, так что надо просто поступать на актёрский факультет театрального вуза.

Так вот и вышло, что учиться дальше довелось Сергею Анатольевичу уже не технической специальности, а творческой – он успешно окончил Харьковский государственный театральный институт. А потом работал в Харьковской филармонии как артист речевого жанра, осуществив юношескую мечту о сцене, о звучащем для всех литературном Слове.

На волне поэзии поэтов-шестидесятников мастерство артиста обрело истинную востребованность. Причём, оно привело Сергея Анатольевича к многолетней дружбе с выдающимися поэтами не столь далёкого от нас советского прошлого, какими были Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский. Концерты этих поэтов, с которыми они гастролировали по всей стране, включали и одно отделение артиста, который на протяжение сорока минут мастерски читал произведения знааменитых поэтов-современников, а потом уже к публике выходили и сами авторы.

Ленинград – город юности отца Сергея Анатольеваича. И когда он стал выбирать город для продолжения своей артистической карьеры, то привязанность и любовь к Ленинграду победила соблазны столичных московских перспектив. С 1965 года по настоящее время Сергей Анатольевич Новожилов работает с полной отдачей сил и таланта в «Ленконцерте», ныне «Петербург-концерте». За это время им создано огромное количество сольных программ, посвящённых творчеству Александра Сергеевича Пушкина, Сергея Есенина, АнныАхматовой, Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко, Александра Блока, Владимира Маяковского, Андрея Вознесенского, Евгения Баратынского, Дениса Давыдова, Фёдора Тютчева, Михаила Дудина, Вадима Шефнера и других известных российских поэтов. Немало своего времени и труда он также вложил в творческие вечера и праздничныепрограммы, которые проводит в Санкт-Петербурге и Ленинградской области региональная общественная организация «Украинская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга». Он не только выступает как артист, ведущий ответственных больших концертов УНКА, но и является членом правления этой общественной организации, принимая деятельное участие в судьбах украинцев, живущих в Петербурге. И, конечно, знаток украинскогоязыка, СергейАнатольевич Новожилов великолепно исполняет произведения Тараса Шевченко, Леси Украинки, других классиков украинской литературы. Не без интереса относится он и к стихам, песням, которые создаются талантливыми авторами на русском и укракинском языках в Петербурге и сегодня, с самого начала являясь вот уже более десяти лет председателем и бессменным ведущим международного фестиваля «Украинская весна в Санкт-Петербурге».

Знаменитые певцы тоже считали за честь выступать в концертах с Сергеем Анатольевичем Новожиловым, проводить совместные музыкально-поэтические вечера. Так, множество программ было у С.А.Новожилова с Эдуардом Хилем, Сергеем Захаровым, Людмилой Зыкиной, Марией Пахоменко, Борисом Штоколовым, с вокально-инструментальным ансамблем «Поющие гитары» и другими музыкальными коллективами. Рада и я общению с маэстро, который уделил внимание и моей поэзии, юбилейному творческомувечеру, проходившему в марте прошлогогода в зале Дома национальностей на Моховой, 15.

За свою долгую творческую жизнь Сергей Анатольевич побывал с концертами во всех республиках хорошопамятного нам СССР. Бывал он и во многих зарубежных странах – во Франции, Китае, на Кипре, в Польше, Германии, Монголии, Чехословакии, в Финляндии и других. Самостоятельно изучив польский язык, Сергей Анатольевич покорил сердца польских слушателей великолепным знанием классиков польской поэзии. Так что среди множества других наград у него появилась и такая редкая награда, как Кавалерский крест ордена Заслуги Республики Польша.

Нечасто можно увидеть Сергея Анатольевича Новожилова в пиджаке со множеством и боевых, и трудовых наград, почётных знаков отличия, юбилейных медалей. Обычно держится он собранно, строго, чему соответствует и внешний облик. И при этом с присущим ему мастерством он озвучивает такие важные события общественной жизни, как памятные возложения венков на Пискаревском мемориале, Серафимовском кладбище. Его голос тогда становится как бы голосом многих, в унисон думающих, переживающих, молящихся людей. В том числе и тех, кто наделён священным саном. Так что на таких концертах-молитвах под открытым небом без всякого преувеличения можно сказать, что артист Сергей Анатольевич Новожилов предстоит перед Богом, возглавляя особенное социальное богослужение. В документах и отчётах о таких мероприятиях он значится, правда, значительно скромнее – артист-церемониймейстер. Но как бы ни назывались эти его выступления, которые нередко проходят на морозе или под дождём, вклад Сергея Анатольевича в общественные, значимые события для всех петербуржцев, россиян неоценим. Как и неоценима никакими наградами его щедрая артистическая душа, его подлинно народный талант, который Сергей Анатольевич Новожилов, являясь примером для многих современных артистов, поставил с самых юных лет на службу Отечеству. И земному, и духовному, небесному. В юбилейный  для него день 29 декабря 2017 года многие его коллеги и друзья на торжественном вечере желали народном артисту Сергею Анатольевичу Новожилову долгих лет активной творческой жизни, успехов во всех его начинаниях, говорили тёплые слова, дарили цветы, а вместе с ними – и свою искреннюю любовь. Так что на лице Сергея Анатольевича то и дело расцветала его неповторимая долбрая, открытая улыбка. Присоединяемся к поздравлениям и мы, великое множество людей, которых он обогрел своим щедрым, искренним служением благородному, праведному Слову. И пусть не рядом с ним, не громко, а тихонько,  в душе, произнесём ему здравицу, возгласив традиционное казачье пожелание: «Будьмо!». Что означает – будем вместе, будем здоровы и дружны.

Елена Захарченко, член Многонационального союза писателей, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Санкт-Петербургского Союза художников

Фото В. Майбороды и Е. Захарченко